
В Южной Нигерии, считали, что в начале было двое обогов: Обасси Осау и Обасси Нси. Эти два бога создали все вместе. Потом Обасси Осау решил жить на небе, в Обасси Нси – на земле. Бог на небе дает свет и влагу, но также приносит засуху и шторм. Бог земли питает и принимает к себе людей, когда они умирают. В один прекрасный день Обасси Осау сделал мужчину и женщину и поместил их на землю. Они ничего не знали, и Обасси Нси научил их садоводству и охоте, чтобы получать пропитание.
В Эфиопии создателя мира звали Вак, и он жил на облаках. Он разделил небо и землю и покрыл его звездами. У него был хороший нрав, и он не наказывал. Когда земля был плоской, Вак попросил человека сделать себе гроб, и когда человек сделал это, Вак заколотил гроб и столкнул его на землю. Семь лет он пускал дождь из огня, и появились горы. Тогда Вак раскопал гроб и человек вышел оттуда живой-здоровый. Человек устал от одинокой жизни, поэтому Вак взял немного его крови, и через четыре дня этак кровь превратилась в женщину, на которой человек после женился. У них было тридцать детей, но человеку стало стыдно, что у него столько потомков, и пятнадцать из них он спрятал. Тогда Вак превратил этих спрятанных детей в животных и демонов.
Племена банту считали, что с самого начала не было ничего, кроме Нзаме. То есть богов было на самом деле трое: Нзаме, Мбере и Нква. Нзаме это была часть божественного, которая создала вселенную и землю, и населила ее жизнью. Всем троим творение понравилось, и Нзаме решил сотворить правителя для земли. Тогда он сотворил слона, леопарда и обезьяну, но потом решил, что можно создать и что-то получше. Трудами троих божеств они создали новое существо по своему подобию и назвали его Фам (сила), и научили его править землей. Через некоторое время Фам стал высокомерным, он ущемлял животных и перестал поклоняться Нзаме. Нзаме рассердился, послал сильную бурю и молнии и разрушил все, кроме Фам, так как ему было обещано бессмертие. Потом Нзаме в своих трех аспектах решил восстановить землю и попытаться начать все сначала. Он положил новый слой почвы на землю, и посадил в него деревья. Деревья дали семена, которые дали еще деревья. Листья, которые упали с них в воду, превратились в рыб, а те, которые упали на землю – в зверей. Старая поврежденная земля еще лежит под этим новым слоем, и если глубоко копнуть, то можно найти уголь – то, что от нее осталось. Нзаме сделал нового человека, такго, который мог бы умереть, и назвал его Секуме. Секуме сделал женщину, Мбонгве, из дерева. Эти люди были сотворены с гноул (телом) и ниссим (душой). Когда гноул умирает, ниссим продолжает жить. Они породили множество детей и процветали.
В Зимбабве первого человека создал Маори. Звали его Мвуетси и он стал луной. Маори дал ему рог нгона, полный масла нгона, и сказал, что он будет жить на вершине вод. Мвуетси заспорил, и сказал, что ему хотелось бы жить на земле. Маори согласился с ним, но при условии, что Мвуетси откажется от своего бессмертия. Через некоторое время человек начал жаловаться на одиночество, и Маори послал ему женщину, Массасси (утреннюю звезду), чтобы она сопровождала его два года. Каждую ночь они засыпали по разные стороны костра, но однажды ночью, Мвуетси перепрыгнул через костер и дотронулся пальцем до Массасси, умащенным маслом нгони. На утро Массасси стала огромной и вскоре родила растения и деревья. В конце двухлетнего срока Маори забрал Массасси. Мвуетси проплакал восемь лет, и Маори послал ему другую женщину, Моронго (вечернюю зарю), говоря, что она тоже останется на два года. На первую ночи Мвуетси дотронулся до нее пальцем в масле, но она сказала, что отличается от Массасси, и сказала, что им необходимо соединиться. Так они делали и эту ночь, и все последующие. Каждое утро Моронго давала жизнь животным. Затем она родила мальчиков и девочек, которые уже к вечеру полностью выросли. Маори выразила свое недовольство сильным штормом, и сказал Мвуетси, что приговорил его к смерти, вместе со всем его творением. Моронго научила Мвутси построить дверь в своем жилище, так, чтобы Маори не видел, что они делают. Он сделал так, и они вновь продолжали спать вместе. Теперь по утрам Моронго давала жизнь злым животным: змеям, скорпионам, львам и так далее. Когда же, по наущению Моронго, Мвуетси соединился со своими дочерьми, то так появилась человеческая раса.
Интересны в плане сотворения мира, верования племен йоруба. В начале мира было только небо сверху, вода и земля внизу. Главный бог Олорун управлял небом, а богиня Олокун управляла всем, что было под ним. Другой бог, Обатала, пошел к Олоруну с просьбой создать сухую землю, чтобы населить ее всеми видами существ. Разрешение ему дали, и он пошел за советом к Орунмиле, старшему сыну Олоруна, богу пророчеств. Ему было сказано, что ему понадобиться длинная цепь, такая длинная, чтобы достать донизу, и раковина улитки, наполненная песком, белай курица, черная кошка, пальмовый орех – все это он должен будет нести в сумке. Все боги пожертвовали все имеющееся у них золото, и Орунмила наполнил свою сумку нужными «компонентами». Когда все было готово, Обтала привесил цепь к углу неба, повесил сумку через плечо и начал карабкаться вниз. Когда он достиг конца цепочки, то заметил, что ему еще спускаться и спускаться. Сверху он услышал голос Орунмилы, который посоветовал ему высыпать песок из раковины улитки, и немедленно выпустить белую курицу. Он сделал, как было сказано, курица приземлилась на песок, начала возиться и разбрасывать его вокруг. Куда бы не попал песок, из него получалась сухая земля, крупные кучки стали холмами, а маленькие – долинами. Обтала спрыгнул на холм и назвал это место Ифе. Теперь земля простиралась насколько мог видеть глаз. Он вырыл яму, посадил туда пальмовый орех, и увидел, как он вырос. Взрослое дерево осыпалось большим количество пальмовых орехов на землю, которые также немедленно выросли и повторили его путь. Обтала присел и посадил с собой за компанию кошку. Много месяцев прошло, и он устал от такого времяпрепровождения. Он решил создать существа, подобные ему, чтобы не было скучно. Он углубился в песок и в скором времени нашел глину, из которой начал лепить фигурки, похожие на себя, но в скоре устал, и решил сделать перерыв. Он сделал вина из близлежащего пальмового дерева, и пил чашу за чашей. Еще не осознав, что он опьянел, Обатала вернулся к своему делу создания новых существ, но в таком своем состоянии он сделал много несовершенных фигурок. Не понимая этого, он попросил, чтобы Олорун вдохнул в них жизнь. На следующий день он понял, что он сделал и поклялся никогда больше не пить, а также заботиться о тех, кого он деформировал, став, таким образом, защитником неполноценных. Новые люди построили хижины, как это сделал Обтала, и в скоре Ифе уже процветал и сделался городом. Все другие боги, были рады, что Обтала сделал так, и часто навещали землю, за исключением Олокун – правительницы поднебесья.
В Зимбабве творцом был Модимо. Он распространял хорошие вещи, которые появлялись на востоке и принадлежали к элементу воды. В то же время он был разрушителем, ужасающим существом, которое напускало засуху, ураганы, циклоны и землетрясения. Когда случались такие вещи, он появлялся на западе и был частью элемента огонь. Модимо был также небом и светом, землей и корнями. Он был уникальным и единственным. У него не было предков, ни прошлого, ни будущего. Он предварил все творение. Его имя было табу, и говорить его могли только священники и пророки.
Древнее начало у зулусов называлось Ункулункулу. Он вышел из солом (утланга) и оттуда привел еще людей и рогатый скот. Он создал, все, что можно: горы, речные потоки, змей и так далее. Он научил зулусов охотиться, разжигать огонь и выращивать пищу. Он считается первочеловеком и основой всего творения.
Другие статьи: