Меню сайта
• Африканская мифология
• Особенности мифологии Африки
• Мифы о творении
• Мифы о потопе
• Мифы о животных-посланцах
• Жизнь после смерти
• Правительница Эфиопии
• О слонах
• О земле
• Воины-герои
• Народности
• Ананси
• Судьба человека
• Животные
• Баобаб
• Интуло
• Мамламбо
• Духи
• Пантеон
• Дубияку
• Искусство и культура Африки
• Декоративно-прикладное искусство
• Красота по-африкански
• Кинематограф Африки
• Литература Африки
• Происхождение названия Африка
• Достопримечательности Африки
• Африканские кинофестивали



А знаете ли вы, что?

27.12.2008 В Ливию прибыл первый за 36 лет посол Соединенных Штатов.Джин Кретц, назначенный представлять интересы Вашингтона в Триполи, заявил, что будет всемерно способствовать укреплению американо-ливийских связей. Отношения между двумя странами резко улучшились после 2003 года, когда Ливия заявила о прекращении разработок оружия массового поражения.

25 мая – День Африки

Мифы о творении

     Центральные нигерийские племена называли творца Абасси. Он создал двух людей, но затем решил не позволить им жить на земле. Его жена, Атаи, уговаривала его не делать этого. Чтобы контролировать людей, Абасси приказал им принимать трапезу только с ним, таким образом, не давая им охотиться или выращивать пищу. Он также запретил им производить потомство. Однако потом женщина начала выращивать пищу на земле и они перестали есть вместе с Абасси. Затем мужчина соединился со своей женой в поле, и в скором времени у них появились дети. Абасси проклял свою жену за то, что она все так обернула, но она обещала все уладить. Она послала на землю смерть, которая поставила людей в рамки.

     В Южной Нигерии, считали, что в начале было двое обогов: Обасси Осау и Обасси Нси. Эти два бога создали все вместе. Потом Обасси Осау решил жить на небе, в Обасси Нси – на земле. Бог на небе дает свет и влагу, но также приносит засуху и шторм. Бог земли питает и принимает к себе людей, когда они умирают. В один прекрасный день Обасси Осау сделал мужчину и женщину и поместил их на землю. Они ничего не знали, и Обасси Нси научил их садоводству и охоте, чтобы получать пропитание.

     В Эфиопии создателя мира звали Вак, и он жил на облаках. Он разделил небо и землю и покрыл его звездами. У него был хороший нрав, и он не наказывал. Когда земля был плоской, Вак попросил человека сделать себе гроб, и когда человек сделал это, Вак заколотил гроб и столкнул его на землю. Семь лет он пускал дождь из огня, и появились горы. Тогда Вак раскопал гроб и человек вышел оттуда живой-здоровый. Человек устал от одинокой жизни, поэтому Вак взял немного его крови, и через четыре дня этак кровь превратилась в женщину, на которой человек после женился. У них было тридцать детей, но человеку стало стыдно, что у него столько потомков, и пятнадцать из них он спрятал. Тогда Вак превратил этих спрятанных детей в животных и демонов.

     Племена банту считали, что с самого начала не было ничего, кроме Нзаме. То есть богов было на самом деле трое: Нзаме, Мбере и Нква. Нзаме это была часть божественного, которая создала вселенную и землю, и населила ее жизнью. Всем троим творение понравилось, и Нзаме решил сотворить правителя для земли. Тогда он сотворил слона, леопарда и обезьяну, но потом решил, что можно создать и что-то получше. Трудами троих божеств они создали новое существо по своему подобию и назвали его Фам (сила), и научили его править землей. Через некоторое время Фам стал высокомерным, он ущемлял животных и перестал поклоняться Нзаме. Нзаме рассердился, послал сильную бурю и молнии и разрушил все, кроме Фам, так как ему было обещано бессмертие. Потом Нзаме в своих трех аспектах решил восстановить землю и попытаться начать все сначала. Он положил новый слой почвы на землю, и посадил в него деревья. Деревья дали семена, которые дали еще деревья. Листья, которые упали с них в воду, превратились в рыб, а те, которые упали на землю – в зверей. Старая поврежденная земля еще лежит под этим новым слоем, и если глубоко копнуть, то можно найти уголь – то, что от нее осталось. Нзаме сделал нового человека, такго, который мог бы умереть, и назвал его Секуме. Секуме сделал женщину, Мбонгве, из дерева. Эти люди были сотворены с гноул (телом) и ниссим (душой). Когда гноул умирает, ниссим продолжает жить. Они породили множество детей и процветали.

     В Зимбабве первого человека создал Маори. Звали его Мвуетси и он стал луной. Маори дал ему рог нгона, полный масла нгона, и сказал, что он будет жить на вершине вод. Мвуетси заспорил, и сказал, что ему хотелось бы жить на земле. Маори согласился с ним, но при условии, что Мвуетси откажется от своего бессмертия. Через некоторое время человек начал жаловаться на одиночество, и Маори послал ему женщину, Массасси (утреннюю звезду), чтобы она сопровождала его два года. Каждую ночь они засыпали по разные стороны костра, но однажды ночью, Мвуетси перепрыгнул через костер и дотронулся пальцем до Массасси, умащенным маслом нгони. На утро Массасси стала огромной и вскоре родила растения и деревья. В конце двухлетнего срока Маори забрал Массасси. Мвуетси проплакал восемь лет, и Маори послал ему другую женщину, Моронго (вечернюю зарю), говоря, что она тоже останется на два года. На первую ночи Мвуетси дотронулся до нее пальцем в масле, но она сказала, что отличается от Массасси, и сказала, что им необходимо соединиться. Так они делали и эту ночь, и все последующие. Каждое утро Моронго давала жизнь животным. Затем она родила мальчиков и девочек, которые уже к вечеру полностью выросли. Маори выразила свое недовольство сильным штормом, и сказал Мвуетси, что приговорил его к смерти, вместе со всем его творением. Моронго научила Мвутси построить дверь в своем жилище, так, чтобы Маори не видел, что они делают. Он сделал так, и они вновь продолжали спать вместе. Теперь по утрам Моронго давала жизнь злым животным: змеям, скорпионам, львам и так далее. Когда же, по наущению Моронго, Мвуетси соединился со своими дочерьми, то так появилась человеческая раса.

     Интересны в плане сотворения мира, верования племен йоруба. В начале мира было только небо сверху, вода и земля внизу. Главный бог Олорун управлял небом, а богиня Олокун управляла всем, что было под ним. Другой бог, Обатала, пошел к Олоруну с просьбой создать сухую землю, чтобы населить ее всеми видами существ. Разрешение ему дали, и он пошел за советом к Орунмиле, старшему сыну Олоруна, богу пророчеств. Ему было сказано, что ему понадобиться длинная цепь, такая длинная, чтобы достать донизу, и раковина улитки, наполненная песком, белай курица, черная кошка, пальмовый орех – все это он должен будет нести в сумке. Все боги пожертвовали все имеющееся у них золото, и Орунмила наполнил свою сумку нужными «компонентами». Когда все было готово, Обтала привесил цепь к углу неба, повесил сумку через плечо и начал карабкаться вниз. Когда он достиг конца цепочки, то заметил, что ему еще спускаться и спускаться. Сверху он услышал голос Орунмилы, который посоветовал ему высыпать песок из раковины улитки, и немедленно выпустить белую курицу. Он сделал, как было сказано, курица приземлилась на песок, начала возиться и разбрасывать его вокруг. Куда бы не попал песок, из него получалась сухая земля, крупные кучки стали холмами, а маленькие – долинами. Обтала спрыгнул на холм и назвал это место Ифе. Теперь земля простиралась насколько мог видеть глаз. Он вырыл яму, посадил туда пальмовый орех, и увидел, как он вырос. Взрослое дерево осыпалось большим количество пальмовых орехов на землю, которые также немедленно выросли и повторили его путь. Обтала присел и посадил с собой за компанию кошку. Много месяцев прошло, и он устал от такого времяпрепровождения. Он решил создать существа, подобные ему, чтобы не было скучно. Он углубился в песок и в скором времени нашел глину, из которой начал лепить фигурки, похожие на себя, но в скоре устал, и решил сделать перерыв. Он сделал вина из близлежащего пальмового дерева, и пил чашу за чашей. Еще не осознав, что он опьянел, Обатала вернулся к своему делу создания новых существ, но в таком своем состоянии он сделал много несовершенных фигурок. Не понимая этого, он попросил, чтобы Олорун вдохнул в них жизнь. На следующий день он понял, что он сделал и поклялся никогда больше не пить, а также заботиться о тех, кого он деформировал, став, таким образом, защитником неполноценных. Новые люди построили хижины, как это сделал Обтала, и в скоре Ифе уже процветал и сделался городом. Все другие боги, были рады, что Обтала сделал так, и часто навещали землю, за исключением Олокун – правительницы поднебесья.

     В Зимбабве творцом был Модимо. Он распространял хорошие вещи, которые появлялись на востоке и принадлежали к элементу воды. В то же время он был разрушителем, ужасающим существом, которое напускало засуху, ураганы, циклоны и землетрясения. Когда случались такие вещи, он появлялся на западе и был частью элемента огонь. Модимо был также небом и светом, землей и корнями. Он был уникальным и единственным. У него не было предков, ни прошлого, ни будущего. Он предварил все творение. Его имя было табу, и говорить его могли только священники и пророки.

     Древнее начало у зулусов называлось Ункулункулу. Он вышел из солом (утланга) и оттуда привел еще людей и рогатый скот. Он создал, все, что можно: горы, речные потоки, змей и так далее. Он научил зулусов охотиться, разжигать огонь и выращивать пищу. Он считается первочеловеком и основой всего творения.

Другие статьи:



www.mify-afriki.ru